Мелодия и лад

Комментарии

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосым следованием музыкальных звуков на основе определенной системы. Эта система связана с делением звуков на устойчивые (опорные) и неустойчивые, тяготеющие в устойчивые звуки. (Тяготение, в результате которого совершается переход неустойчивого звука в устойчивый, называется разрешением).

Система тяготения звуков, из которых одни устойчивы, а другие неустойчивы, называется ладом. Термин «лад» в этом понимании не следует смешивать с ладами на грифе гитары.

Мелодия и лад

В музыке существует много различных ладовых систем. Наиболее употребляемые из них это мажорный и минорный лад. Каждый звук лада называется ступенью. Ступени лада обозначаются римскими цифрами: I, II, III IV, V, VI, VII. Построение лада и отсчет его ступеней ведутся в восходящем порядке звуков. Рассмотрим звукоряд натурального мажорного лада. Нетрудно проверить, что формула построения (расстояние между соседними звуками) натурального мажорного лада такова: тон, тон (то есть 2 тона), полутон, тон, тон, тон (то есть три тона), полутон. Распространенной разновидностью мажорного лада является гармонический мажор. Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что его VI ступень понижена на полтона по сравнению с VI ступенью натурального мажора.

Существует еще одна разновидность мажорного лада — мелодический мажор. Мелодический мажор отличается от натурального мажора тем, что его VI и VII ступени понижены каждая на полтона по сравнению с теми же ступенями натурального мажора. Теперь приступим к рассмотрению звукоряда натурального минорного лада. Не забудьте обращать внимание на ключевые знаки альтерации. Формула построения натурального минорного лада такова: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Основной разновидностью минорного лада является гармонический минор. Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что его VII ступень повышена на полтона по сравнению с VII ступенью натурального минора.

Частой разновидностью минорного лада является мелодический минор. Мелодический минор отличается от натурального минора тем, что при следовании звука от нижнего к верхнему его VI и VII степени повышены каждая на полтона. При следовании звуков от верхнего к нижнему повышение VI и VII ступеней отменяется, и мелодический минор становится аналогичным натуральному минору.

В мажоро-минорной системе ладов I ступень лада (звук, от которого строится звукоряд лада) является наиболее устойчивой. Этот звук называется тоникой лада. Остальные ступени лада неустойчивы.

Похожие материалы

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *