Позиционная игра
При исполнении какой-либо мелодии или песни на гитаре, пальцы левой руки особым образом располагаются на грифе, чтобы при извлечении очередного музыкального звука не приходилось каждый раз менять их положение. Такое рациональное положение пальцев левой руки на гитаре называется позиционной игрой.
Позиции обозначаются римскими цифрами, и каждая из них охватывает четыре лада. Номер позиции указывает на номер лада, на котором указательный палец левой руки прижимает струну. К примеру, указательный палец прижимает струну на первом ладу гитары, следовательно, обозначается позиция номер I из которой и нужно учитывать положение остальных пальцев. А делается это очень просто. В нашем примере позиция I и указательный палец находится на первом ладу, поэтому остальные пальцы должны прижимать струны на ладах соответственно заданной очередности – средний палец на втором ладу, безымянный на третьем и мизинец на четвертом.
Если указательный палец переместится, скажем, на третий лад, то и остальные пальцы должны поменять свою позицию на III, то есть средний палец в этом случае должен прижимать струну уже на четвертом ладу, безымянный на пятом и т.д.
Аппликатура
В изначальном виде позиционная игра обычно фигурирует в пьесах для одной гитары. Если в произведении нарушаются привычные позиции, то в нотной записи обозначается специальная аппликатура. Для этого автор композиции проставляет рядом с нотами номера пальцев левой руки, с помощью которых должна зажиматься та или иная струна на ладу. Стоит отметить, что установленная ранее аппликатура для повторяемых частей произведения действует до конца, если при повторении рядом с нотами не указан другой вариант позиций. Для того чтобы лучше усвоить материал, постарайтесь самостоятельно разобраться и сыграть народную песню «Как на матушке, на Неве-реке».
Иногда при исполнении мелодии открытые струны гитары продолжают звучать даже после извлечения следующих звуков на других струнах. Возникает так называемое «грязное» звучание. Для того чтобы избежать его, надо приглушить звучащую открытую струну подушечкой пальца левой руки, мягко прикасаясь к струне, не прижимая ее к грифу. В таком случае не следует сильно прогибать палец, округляя его, как при игре. Нужно просто положить его на струну, не применяя особых усилий. Обычно этот прием никак не отражается в нотной грамоте, но иногда его обозначают в виде горизонтальной линии рядом с номером пальца левой руки.
Проиграйте все изученные ранее мелодии, найдите похожие моменты, когда звук струны продолжает звучать дольше отведенной ему длительности и попробуйте заглушить его с помощью вышеописанного приема. При игре на гитаре никогда не забывайте о правильной посадке, положению правой и левой руки. Следите за тем, чтобы мышцы тела при исполнении не были чрезмерно напряжены.
Считаю эту статью очень полезной. Я только учусь играть на гитаре . Для меня интересна информация о том, как заглушать звук открытых струн, звучащих дольше , чем нужно.