Как правильно выбрать гитару. Покупка гитары
Есть довольно популярное мнение, что у человека с большим кошельком есть некоторые преимущества в выборе гитары. В каком-то смысле это так, но не все так просто. Выбор гитары, по своей сути, не сколько затратное решение в смысле бюджета, а больше всего – трудоемкий процесс, для которого необходимо уделить достаточно много времени и сил. И все потому, что не все дорогие гитары одинаково хороши, многие из них могут даже проигрывать в качестве своим более дешевым аналогам. К тому же нельзя забывать о различных вкусах и предпочтениях самих покупателей в цвете, дизайне, звучании, по которым бюджетный вариант гитары может оказаться куда лучшим выбором, чем более дорогой ее конкурент.
Прежде чем пойти в большой музыкальный магазин своего города, следует задаться вопросом – как правильно выбрать гитару. Многие новички в этом деле просто идут в магазин без предварительной подготовки и надеются на помощь продавца-консультанта. Конечно, как правило, в фирменных магазинах, продавцы квалифицированны и могут отличить плохой инструмент от хорошего. Но не стоит забывать о том, что их прямой обязанностью является продать вам не лучшую модель гитары, а наиболее дорогую или ту, которая завалялась на полках. К тому же каждая гитара имеет свое уникальное звучание, свои как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому по этим и многим другим причинам стоит немного подготовиться, прежде чем идти за покупкой. Узнайте у своих друзей и знакомых о музыкальных магазинах, возможно, они смогут вам что-то посоветовать, ознакомьтесь с каким-нибудь журналом о музыке, статьями и т.д.
Правильный выбор хорошей гитары – не легкое дело и важно осознать это до похода в магазин. Перед покупкой внимательно рассмотрите понравившеюся гитару со всех сторон. На корпусе и грифе гитары не должно быть царапин или трещин. Лакировка должна быть равномерно распределена по поверхности. Особое внимание обратите на заднюю деку (большинство всех царапин образуются именно на ней) и на металлические детали, они ни в коем случае не должны быть покрыты ржавчиной. О самых важных частях гитары, таких как гриф, дека, фурнитура и звукосниматели, можно рассказывать довольно много, поэтому на нашем сайте им посвящены отдельные статьи, в которых более подробно описываются их характеристики, свойства, влияние различных материалов на звучание гитары и так далее. Если вы серьезно задумались о покупке гитары, то настоятельно рекомендуем ознакомиться и с ними.
После того, как вы убедились в хорошем внешнем качестве инструмента, не нашли явного брака — следует перейти к его прослушиванию. Не старайтесь играть быстро, наоборот, нужно медленно, не спеша извлекать один за другим звуки на разных струнах, и внимательно вслушиваться в полученный результат. Звук должен быть чистым, без дребезжания, без явных шумовых помех, и главное – нравится вам. Как было сказано чуть выше, каждая гитара имеет свою уникальную палитру звуков и тембр, каким бы идеальным не казался инструмент в плане качества, если вам не нравится его звучание, брать такую гитару не стоит. Поверьте, привыкнуть к нему вы не сможете, а после нескольких месяцев обучения, он станет только раздражать, что превратит все предстоящие уроки в рутину. Гитар в мире много, все они звучат по разному, найти из них самую лучшую именно для себя — сложно, но вполне возможно, главное подойти к этому делу чуть ответственней.
Что касается типов гитар, существуют электрогитары, бас-гитары, полуакустические и акустические гитары. Какую из них выбрать? Если вы впервые решили купить гитару и научиться на ней играть, то, конечно же, ваш взгляд должен упасть на акустическую или полуакустическую гитару. Дело в том, что на таких гитарах можно изучить множество обобщенных приемов исполнения, которые в том или ином виде используются как и на электрогитаре, так и на бас-гитаре, только в некотором узкоспециализированном виде. То есть это значит, что после обучения игре на акустической гитаре, вы легко сможете играть и на электрогитаре. А вот переучиться с электрогитары на акустику — намного сложнее. Но окончательный выбор, несомненно, за вами и зависит только от ваших личных музыкальных пристрастий.
Гриф гитары
Гриф, по мнению многих музыкантов, наиболее важный элемент любой гитары, так как большую часть времени, играя на инструменте, вы соприкасаетесь именно с ним. На что нужно обратить внимание при покупке гитары по части грифа? Во-первых, необходимо визуально оценить толщину грифа. Если вы собираетесь играть песни в стиле рока или блюза и по большей мере играть аккордами, то лучше всего брать гитару с более толстым и округлым грифом. И наоборот, если вы предпочитаете исполнять сольные партии, использовать различные приемы игры типа легато – лучшим выбором будет гитара с тонким, но широким грифом. В любом случае, приемлемую толщину вы должны оценить сами. Обязательно возьмите гриф в руки, прислушайтесь к своим ощущениям – удобно вам или нет.
Помимо стандартных размеров в магазинах можно встретить гитары с изменяющейся толщиной грифа. У данных гитар гриф рядом с корпусом тонкий, а по мере приближения к головке постепенно становится более толстым и округлым. Такие грифы занимают некую середину между классическими округлыми и тонкими грифами. Правда, стоит отметить, что и продаются они чуть дороже обычных гитар.
Гриф может быть сделан из различных пород деревьев – махагони, использующийся на многих гитарах от фирмы Gibson, обычного клена, из которого сделаны грифы большинства акустических и полуакустических гитар, и таких редких деревьев, как бубинг и вэнго (используются на элитных и дорогих инструментах). Кроме обычного дерева, в производстве грифов могут быть использованы композитные материалы из космической промышленности, к примеру, особый графит, который никогда не высыхает. Все они придают звучанию гитары свой особый тембр и характер.
При выборе гитары никоим образом нельзя заострять внимание только на определенном материале. Любая порода звучит хорошо, главное чтобы это звучание нравилось именно вам. А к чему нужно приглядеться, так это к качеству материала, так как именно от него зависит чистота звука и срок службы грифа. Стандартные деревянные грифы гитар обычно покрывают лаком, чтобы они не искривлялись при высыхании.
Без сомнений, на общее звучание влияет и материал накладки на гриф. От нее зависит передача вибраций струн к грифу, а потом и к деке гитары. Стоит также упомянуть, что большая часть длины струн проходит именно под накладкой, а не под корпусом. Для изготовления накладок применяются всего три стандартных пароды дерева – это палисандр, клен и эбони. Эбони или как его еще называют – черное дерево – из-за своей большой плотности дает более глубокий и проницательный звук. Клен считается светлой породой и при использовании ее в качестве накладки придает звучанию гитары яркий и звонкий оттенок. Накладки из палисандра занимают середину между двумя предыдущими материалами, и придают звуку струн мягкий и «теплый» характер.
Конечно, сказать точно с какой накладкой гитара звучит лучше, определенно нельзя. Любой материал привносит в звучание гитары что-то свое уникальное, поэтому выбор в пользу того или иного дерева необходимо делать опираясь на свой вкус, а не ценовую политику.
В заключение описания материалов хотелось бы добавить несколько слов о грифах бас-гитар. На них, помимо стандартных пород – клена, эбони и полисандра – для изготовления используют еще более стойкие породы деревьев с высокой плотностью – вэнго и амаранд. Связано это с тем, что струны на бас-гитарах чуть толще, чем на акустике или электро, поэтому их грифы чересчур склонны к искривлению. Использование сверхплотных пород помогает этого избежать и увеличить срок эксплуатации. Правда, справедливости ради стоит отметить, что сустеин (длительность звука) на таком плотном дереве намного короче, чем на стандартных материалах.
Наиболее распространенной проблемой грифов гитар является высыхание. Даже новые гитары в магазинах могут оказаться искривленными из-за плохой транспортировки и несоблюдения правил хранения. Довольно часто гитары приходится держать в сыром складе или везти в холодных контейнерах из других городов. Все это пагубным образом отражается именно на грифе гитары. Он, постоянно намокая и высыхая, начинает искривляться. Если струны гитары слишком высоко находятся над грифом или на некоторых ладах звук извлекается с дребезжанием, то однозначно в этом деле виновато высыхание. В большинстве случаев такой дефект можно исправить анкерным стержнем за несколько минут, но если он не помогает, то лучше всего отказаться от покупки такой гитары.
Гриф гитары в идеале должен быть абсолютно ровным. Проверить это можно так – зажмите пальцем первую струну на первом и последнем ладу. Теперь внимательно присмотритесь к этой струне, она должна находиться на абсолютно одинаковом расстоянии от ладов по всей длине грифа. Если расстояние от грифа до струны на некоторых ладах больше (обычно посередине грифа), то искривление очевидно. Также рекомендуется тщательно осмотреть заднюю часть грифа на наличие сколов и трещин.
На звук гитары также не малое влияние оказывает способ крепления грифа к гитаре. В основном применяются три самых распространенных приема – крепление с помощью болтов, вклеенный гриф и сквозной гриф. Крепление с помощью болтов впервые было придумано Лео Фендером. Интересно, что и до сих пор практически все гитары фирмы Fender используют данный метод крепления. При втором способе крепления гриф вклеивается в деку. Обычно он используется на акустических и полуакустических гитарах. В третьем способе гриф образует с центральной частью корпуса гитары единое целое и, как правило, изготавливается из одного цельного куска дерева. Такой метод крепления в основном применяется на элитных и самых дорогих моделях.
Как и в остальных аспектах, нельзя с полной уверенностью сказать, какое крепление лучше всего. Каждый из трех методов имеет как свои положительные стороны, так и отрицательные. К примеру, крепление грифа к деке болтами придает звукам яркость и контрастность, но при этом длительность звучания нот выходит самой короткой. Со сквозным грифом все наоборот, звуки получаются ровные, глубокие, а сустеин (длительность нот) – максимальным. Вклеенный гриф по яркости и сустеину находится между двумя предыдущими способами крепления. В ценовой категории гитары с таким методом крепления грифа также занимают средние позиции. Всегда помните, что нет абсолютно идеальных гитар и грифов, есть правильные, которые по звучанию и дизайну подходят именно вам. Их то и следует искать.
Дека (корпус) гитары
Если гриф гитары прошел все тесты из предыдущей статьи, то необходимо опробовать гитару непосредственно в игре. Для начала сыграйте на полуакустической или бас-гитаре, не подключая их к усилителям. Дело в том, что дека гитары очень сильно влияет на звучание инструмента и качество издаваемого звука даже через звукосниматели. Корпуса (деки) гитар отличаются друг от друга по многим характеристикам – весу, дизайну, плотности древесины и т.д. В совокупности данные свойства и определяют конечный результат звучания гитары.
Рассмотрим поподробнее деки электрогитар. В основном их корпус делается из цельного куска дерева, чтобы увеличить длительность извлекаемых звуков. Также считается что сустеин (продолжительность нот) увеличивается благодаря использованию пород деревьев с большей плотностью, таких как махагони или ясеня. Но это заблуждение. На максимальную длительность нот влияет, как правило, не сам материал, а способ и качество сборки электрогитар. Убедиться в этом можно поиграв на любой из гитар фирмы Fender. Практически все корпуса своих гитар они изготавливают из ольхи или клена, которые по плотности занимают средние позиции, а сустеин на них ничем не хуже аналогичных гитар из махагони.
На качественных электрогитарах из более легких пород деревьев (к примеру, из липы) длительность звуков тоже не уступает остальным, а вот по окраске звучания они отличаются. Декам электрогитар из липы или болотного дерева свойственно поглощение вибраций, а не их отражение. Поэтому извлекаемые звуки на них получаются наиболее нейтральными. Такие гитары больше полагаются на качество звукоснимателей и в основном используются для игры в стиле тяжелого рока и метала.
На полуакстических и акустических гитарах все в точности да наоборот. Если на электрогитарах материал не сильно влияет на длительность звуков и их окраску, то на акустике характер звучания напрямую зависит от использованной породы древесины. К примеру, акустические гитары из легких пород деревьев, звучат более ярко и звонче, но при этом имеют самую короткую длительность звуков. Такие гитары используются, как правило, для игры аккордами и выступают в роли аккомпанемента к песням.
В свою очередь гитары из плотных пород обладают самым максимальным сустеином, а звук на них получается ровным, без определенной окраски. На таких гитарах принято «играть по нотам» и исполнять сольные партии. Что касается бас-гитар, то здесь все несколько сложнее. Бас-гитары изготавливаются из разного вида материалов, и предугадать, как будет звучать гитара из того или иного материала очень трудно. На конечный результат звучания бас-гитары влияет множество факторов помимо материала корпуса – количество струн, из чего они сделаны, тип и качество звукоснимателей, и многое другое. При покупке бас-гитары, да и любой другой, лучше всего определять качество звучания на практике. Самое главное, чтобы звук приобретаемой гитары вам нравился и был приятен на слух.
В конце хотелось бы отметить, что корпусы действительно хороших гитар всегда изготавливаются из цельного куска дерева без склеек. Такой способ позволяет улучшить качество звука и его длительность за счет резонанса. Справедливости ради следует сказать, что есть и совсем неплохие гитары, у которых верхняя и нижняя деки сделаны из различных пород древесины. К примеру, на гитаре Gibson Les Paul верхняя дека изготовлена из клена, а нижняя – из махагони. Это придает несколько необычное звучание инструменту. Но это скорей всего исключение из правил, так как обычно склеенные деки звучат хуже.
При выборе гитары в магазине также обратите внимание на качество корпуса и осмотрите его на наличие сколов и трещин. Если они есть, то лучше всего отказаться от покупки такого музыкального инструмента.
Комментариев пока нет