Интервалы
В музыке интервалом называется высотное соотношение — расстояние между двумя звуками (ступенями звукоряда). Мелодическим называется интервал, звуки которого воспроизводятся последовательно. Гармоническим называется интервал, звуки которого воспроизводятся одновременно. Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной. Интервалы приобретают свое основное название в зависимости от количества ступеней звукоряда, заключенных в интервале.
Виды интервалов
- Прима (первая ступень)
- Секунда (вторая ступень)
- Терция (третья ступень)
- Кварта (четвертая ступень)
- Квинта (пятая ступень)
- Секста (шестая ступень)
- Септима (седьмая ступень)
- Октава (восьмая ступень)
В определении интервала играет роль количество тонов (или полутонов), заключенных в нем. В зависимости от этого перед названиями, определяющими количество ступеней, добавляются слова: чистая, увеличенная, уменьшенная, большая, малая. Например, большая терция, малая секста, увеличенная кварта, уменьшенная квинта и т.д.
Для наглядности построим малую терцию от ноты до. Терция — это третья ступень. Отсчитываем: нота до — первая ступень, ре — вторая, а третьей ступенью будет нота ми. В малой терции должно быть заключено только три полутона (полтора тона). Начинаем отсчет: до-диез — это полтона, ре — тон, ре-диез — полтора тона, то есть три полутона. Но ре-диез — это секунда — вторая ступень, а терция — это третья ступень, то есть нота ми, значит, надо написать не ре-диез, а ми-бемоль. Большая терция от ноты до — это ми, потому что в большой терции заключено четыре полутона (два тона).
Предположим, нам нужно построить малую терцию от ноты до-диез. Как мы уже знаем, третьей ступенью от ноты до, а следовательно, и от до-диез будет ми; остается проверить, сколько полутонов (тонов) от до-диез до ми. Получается три полутона (полтора тона) — значит, это нужная нам малая терция.
Чтобы получилась большая терция, надо добавить еще полтона. От ми на полтона вверх отстоит фа, но фа писать нельзя, потому что это уже будет кварта (четвертая ступень), а мы строим терцию (третью ступень); следовательно, вместо ноты фа надо написать ноту ми-диез, которая по звучанию тождественна ноте фа, то есть энгармонически равна ей.
Попробуем построить малую терцию от соль-бемоль. От соль, а следовательно, и от соль-бемоль второй ступенью будет ля, а третьей ступенью — терцией — нота си. От ноты соль-бемоль до ноты си — пять полутонов (два с половиной тона), а в малой терции должно быть всего три полутона (полтора тона). Если мы к ноте си подставим бемоль, получится не три, а четыре полутона , следовательно, необходимо выставить дубль-бемоль, то есть понизить си на целой тон.
По звучанию нота си-дубль-бемоль тождественна ноте ля, то есть энгармонически равна ей; но ля нельзя было написать, потому что это секунда (вторая ступень) от ноты соль-бемоль, а мы строим терцию (третью ступень). Перепишите указанные построения терций нотами на нотном стане и потренируйтесь в построении большой и малой терций от других нот, так как умение безошибочно определять и записывать разные интервалы необходимо при изучении аккордов.
Все интервалы до октавы включительно называются простыми интервалами. Интервалы, превышающие диапазон октавы, называются составными интервалами. К ним относятся: нона, децима, ундецима и т.д. Составные интервалы, аналогично простым, бывают большими, малыми, чистыми и т.д. Например, большая нона состоит из чистой октавы плюс малая секунда. Надо уметь строить все интервалы от любой ноты, так как система буквенно-цифровой записи аккордов основана на сочетании букв с цифровыми обозначениями квинты, сексты, септимы и ноны.
Комментариев пока нет