Нотная грамота

Комментарии

Музыкальные звуки записываются на бумажном или любом другом носителе при помощи специально придуманных для этого знаков, которые в музыке принято называть нотами. Нотная грамота поможет вам читать музыкальное произведение именно по таким знакам (нотам). Все ноты обозначаются в виде маленьких кружков, обычно овальных. Кружки могут быть пустыми или заполненными .

К нотам могут быть дополнительно добавлены вертикальные линии, которые называются штилями — . В свою очередь к штилям могут пририсовываться хвостики или флажки — . Также ноты частенько соединяются между собой в определенные вязки или ребра, которые связывают штили, с помощью горизонтальных линий — . Вязки или ребра обычно используют вместо хвостиков (флажков), чтобы сгруппировать определенные ноты одной фразы.

Все вышеописанные обозначения нот призваны выполнять одну лишь цель – показать музыканту длительность отдельно взятого звука. (Более подробно об этом написано в уроке самоучителя — длительность нот).

Все вышеописанные обозначения нот призваны выполнять одну лишь цель – показать музыканту длительность отдельно взятого звука. (Более подробно об этом написано в уроке самоучителя — длительность нот).

Высота звуков записывается с помощью нот, размещенных в определенном месте на нотоносце или нотном стане. Состоит нотоносец из пяти одинаковых горизонтальных линий, расположенных параллельно друг к другу. Счет необходимо вести всегда от нижней линии.

На нотном стане ноты могут располагаться в различных местах, что и делает возможным запись высоты звуков:

1) Ноты записываются непосредственно на самих линиях

2) В пространстве между этими линиями

3) Могут также записываться под первой линией
4
4) И над пятой
5
Ноты на нотоносце наглядно демонстрируют относительную разницу в высоте между собой. Чем ниже записан звук на нотном стане, тем относительно ниже он и звучит. В некоторых случаях пяти основных линий попросту не хватает для записи нот. И если, допустим, нам надо обозначить звук, который звучит ниже ноты, записанной на первой основной линии, то тогда необходимо воспользоваться дополнительной линией. Выглядит она как короткая добавочная линия под первой основной. В случае если не хватает основных линий для записи высоких звуков, то используют верхние добавочные линии.

Добавочные линии в нотной грамоте считаются исходя из основных. К примеру, добавочная линия, которая находится чуть ниже первой основной, называется первой нижней добавочной линией, а линия, находящаяся над пятой основной – первой верхней добавочной. В практике, как правило, число добавочных линий редко превышает пяти.

Как это было уже сказано в уроке “Музыкальный звукоряд”, определенное расстояние между октавными звуками называется октавой. К примеру можно взять расстояние между нотой “до” до другой ноты “до”, которая идет следующей по высоте вниз или вверх в звукоряде. Большинство октав, как правило, состоят из семи основных нот (октава на латыни означает “восьмая”).

Октавы

Для того чтобы избежать путаницы между похожими по звучанию звуками, но различными по своей высоте, существуют несколько октав. Они определенным образом разделяют и упорядочивают весь музыкальный звукоряд. Каждая из них имеет свое название. Самые низкие по высоте музыкальные звуки включает в себя субконтроктава. После нее идут контроктава, малая октава, далее первая, вторая, третья, четвертая и наконец, пятая октава. Все октавы без исключения начинаются с ноты “до” и заканчиваются нотой “си”.

Диапазон высоты всех звуков, которые можно извлечь на гитаре, включает в себя несколько октав. Берет он начало с ноты “ми” малой октавы (при стандартном строе или с ноты ре – при нестандартном строе шестой струны) и заканчивается на третьей. Высотный диапазон можно увеличить до четвертой октавы, если при игре на гитаре использовать флажолеты.

От основных звуков музыкального звукоряда происходят еще пять дополнительных звуков, которые расположены между ними. В нотной записи они обозначаются с помощью специальных символов, которые приписываются к основным нотам. Такими символами называются знаки альтерации (которые более подробно мы рассмотрим в следующих уроках). Имея семь основных и пять дополнительных звуков, выходит, что в одной октаве в совокупности находятся целых 12 различных по высоте звуков. Так получается благодаря тому, что расстояние между нотами также имеет свою минимальную меру измерения – полутон. Из двух полутонов складывается один целый тон, из четырех — два тона и т.д.

Пять дополнительных звуков находятся между нотами, расстояние между которыми равно одному целому тону, или же двум полутонам. К таким парам нот относится: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си. А между нотами ми-фа и си-до дополнительных звуков нет, так как их расстояние между собой равно всего одному полутону. Для того чтобы научиться играть на гитаре по нотам, необходимо очень хорошо запомнить расстояние между основными нотами музыкального звукоряда.

Похожие материалы

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *