Виды аккордов

Комментарии

Аккорд может быть в основном виде или в обращении. Основной вид аккорда образуется в том случае, когда нижним звуком является основной тон аккорда.

Когда называют до-мажорное, до-минорное, ре-мажорное, ре-минорное трезвучие или какой-либо другой аккорд (септаккорд, нонаккорд), то это значит, что звуком, от которого строится аккорд (основным тоном), является нота до или соответственно нота ре и т.д. Обращение аккорда образуется в том случае, когда нижний звук аккорда — терцовый тон, или квинтовый тон, или септима аккорда. Если нижним звуком аккорда является терцовый тон, это называется первым обращением аккорда.

Если нижним звуком аккорда является квинтовый тон, это называется вторым обращением аккорда. Каждое трезвучие может иметь только два обращения. Трезвучие, находящееся в первом обращении, называется секстаккордом. Трезвучие, находящееся во втором обращении, называется квартсекстаккордом.

Из вышеизложенного ясно, что вид аккорда зависит от нижнего звука, а расположение остальных звуков аккорда может быть разнообразным. Септаккорды имеют три обращения, потому что, помимо терцового или квинтового тона, нижним звуком в септаккордах может быть еще септима (в приведенном примере септимой является си-бемоль).

Септаккорд, находящийся в первом обращении (внизу терцовый тон), называется квинтсекстаккордом. Септаккорд во втором обращении (внизу квинтовый тон) называется терцквартаккордом. Септаккорд в третьем обращении (внизу септима) называется секундаккордом.

Где бы ни находился основной тон (звук) аккорда (внизу, в середине или наверху аккорда), за ним сохраняется название «основной тон» (звук). Это относится и ко всем остальным тонам аккорда (терции, квинте и т.д.). Обучающимся очень полезно потренироваться в построении всех полных аккордов и аккордов с пропущенным квинтовым тоном. Сначала от нот, имеющих основные названия: до, ре и т.д., а потом от альтернативных: до-диез, ре-бемоль, ре-диез и т.д.

При построении аккордов рекомендуем руководствоваться следующим: прежде всего надо определить названия звуков строящегося аккорда. Назвав звук, от которого вы собираетесь строить аккорд, установите названия остальных звуков аккорда. Каждый следующий звук аккорда обязательно должен быть расположен на терцию выше предыдущего звука.

Когда будут определены названия звуков аккорда, надо проверить, сколько полутонов (тонов) от первого до второго звука, от второго до третьего и т.д., помня, что большая терция содержит четыре полутона (два тона), а малая терция — три полутона ( полтора тона). Практика показывает, что большинству обучающихся легче вести счет по полутонам, а не по целым тонам.

Если между двумя соседними звуками, названия которых установлены, окажется больше или меньше полутонов (тонов), чем должно быть, то следует применить знаки альтерации. Если больше или меньше полутонов (тонов) между первым и вторым звуками, нужно соответственно понизить или повысить второй звук, а если между вторым и третьим звуками, то следует понизить или повысить третий звук и т.д.

При вышеописанном способе построения аккордов не будет возникать музыкально-орфографических ошибок, заключающихся в неправильном определении и написании звуков аккорда. Для практики построим основной вид минорного трезвучия от ноты до (напоминаем что, при построении аккордов отсчет терций ведется вверх по звукоряду). Терцией (третьей ступенью) от ноты до будет ми (до — первая ступень, ре — вторая, ми — третья ступень). Терция от ми — соль. Мы получили следующий ноты: до, ми, соль.

Теперь проверяем, сколько полутонов между нотами до и ми. Расстояние между до и до-диез равно 1 полутону, между до и ре — 2 полутонам, между до и ре-диез — 3 полутонам, между до и ми — 4 полутонам, а в минорном трезвучии между основным и терцовым тонами аккорда должно быть всего три полутона (малая терция). Следовательно, терцовый тон аккорда надо понизить на полтона, то есть добавить к ноте ми бемоль.

Далее начинаем считать, сколько полутонов между нотами ми-бемоль и соль. Оказалось, четыре полутона, как и должно быть между терцовым и квинтовым тонами в минорном трезвучии (большая терция), значит, заданный аккорд построен. Построим еще два мажорных трезвучия: первой от ноты си-бемоль (си-бемоль-мажорное трезвучие), а второе — от ноты ля-диез (ля-диез-мажорное трезвучие). Терция от си-бемоль — нота ре. Терция от ре — нота фа. Итак, в данном трезвучии должны быть следующие ноты: си-бемоль, ре, фа.

Проверяем правильность решения тем же способом, что и при построении до-минорного трезвучия. Расстояние между нотами си-бемоль и ре равно четырем полутонам. Мы знаем, что в мажорном трезвучии между основным и терцовым тонами должно быть четыре полутона (большая терция), а между терцовым и квинтовым тонами — три полутона (малая терция), следовательно, аккорд построен правильно, и знак альтерации лишь у первой ноты.

Приступаем к построению ля-диез-мажорного трезвучия. Терция от ля-диез — нота до, а терция от до — ми. Проверяем, сколько полутонов между нотами ля-диез и до. От ноты ля-диез до си — один полутон, от ноты си до ноты до тоже один полутон. Чтобы получилось не два, а четыре полутона, надо использовать повышающий знак альтерации. Диез повышает звук только на один полутон, а нам не достает двух полутонов. Следовательно, надо воспользоваться дубль-диезом, который повышает звук на два полутона. Около ноты до пишем дубль-диез.

Нота до-дубль-диез по звучанию тождественна ре, следовательно, между нотами до-дубль-диез и ми всего два полутона. Чтобы получить три полутона между указанными нотами, надо около ми поставить диез. Обратите внимание что:

  • нота ля-диез по звучанию равна ноте си-бемоль
  • нота до-дубль-диез по звучанию равна ноте ре
  • нота ми-диез по звучанию равна ноте фа.

В обоих трезвучиях все звуки одинаковы по звучанию, а названия имеют различные. Это явление называется энгармонической заменой (энгармонизм), а такие звуки — энгармонически равными.

Если нужно выяснить название и вид аккорда, например. Необходимо сначала исключить из аккорда все удвоения, то есть оставить (в любой октаве) только по одному аккордовому тону. Исключив удвоенные звуки (тоны), мы видим, что данный аккорд состоит из четырех разноименных звуков. Значит, это не трезвучие, а вероятно, септаккорд или нонаккорд (при пропуске квинтового тона нонаккорд имеет не пять, а четыре разноименных звука).

Теперь надо каждый из имеющихся звуков поочередно принимать за основной тон аккорда и попытаться построить от него аккорд. Начнем построение от ноты си-бемоль. Терция от си-бемоль вверх — ре, а в разбираемом аккорде ноты ре нет, следовательно, основным тоном аккорда должна быть какая-то другая из числа входящих в него нот, но не си-бемоль.

Пробуем строить аккорд от ноты ми. Третья ступень от ми — нота соль, она в аккорде есть. Нота си-бемоль является третьей ступенью от соль. Осталось определить последний, четвертый звук аккорда. Третьей ступенью от си-бемоль должна нота ре, а ее в аккорде нет. Опять нас постигла неудача. Забежим вперед и предупредим, что при построении данного аккорда от ноты соль звуки не располагаются по терциям, и, следовательно, соль не может быть основным звуком в предполагаемом аккорде. Остается взять за основу для построения аккорда ноту до. Терция от до — ми. Терция от ми — соль. Теперь легко определить, что данный аккорд, состоящий из нот до, ми, соль — до-мажорное трезвучие.

Четвертый звук разбираемого аккорда — си-бемоль — оказывается малой терцией, имеющей три полутона. Мы знаем, что при добавлении малой терции к верхнему звуку мажорного трезвучия получается малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд). В итоге мы установили, что разбираемый аккорд — это доминантсептаккорд, построенный от ноты до. Однако внизу аккорда находится си-бемоль — септима данного аккорда. Следовательно, это секундаккорд — третье обращение септаккорда.

Обучающимся надо потренироваться в построении и расшифровке аккордов, использовав для самоконтроля аккорды из раздела «Буквенно-цифровые обозначения аккордов».

Похожие материалы

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *