Аккорды и их построение

Комментарии

Трезвучие

Одновременное звучание нескольких (а также и двух) звуков в любом сочетании называется созвучием. Аккордом называется созвучие, состоящее из трех, четырех и более звуков, разных по высоте, названиям и расположенных по терциям или которые могут быть расположены по терциям в результате октавного перемещения звуков, входящих в аккорд.

Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучием. Первый звук аккорда (звук, от которого начинают строить аккорд) называется основным тоном аккорда. Второй звук — это терцовый тон, и третий — квинтовый тон аккорда, так как они отстоят от основного тона аккорда соответственно на терцию и квинту.

Расположив звуки по терциям и используя различные сочетания больших и малых терций, можно построить четыре различных трезвучия.

  1. Мажорное (большое) трезвучие. В мажорном трезвучии первая терция (расстояние между основным и терцовым тоном) — большая, а вторая терция (расстояние между терцовым и квинтовым тоном) — малая.
  2. Минорное (малое) трезвучие. В минорном трезвучии первая терция (расстояние между основным и терцовым тоном) — малая, а вторая терция (расстояние между терцовым и квинтовым тоном) — большая.Обратите внимание, что интервал между основным тоном (звуком, от которого строится аккорд) и квинтовым тоном (третьим звуком) в обоих трезвучиях равен чистой квинте, то есть квинтовый тон в минорном и мажорном трезвучиях одинаков. Различие между этими трезвучиями только в том, что терцовый тон (второй звук) в минорном трезвучии понизился на полтона по сравнению с терцовым тоном мажорного трезвучия.
  3. Увеличенное трезвучие. В увеличенном трезвучии первая терция (расстояние между основным и терцовым тоном) — большая, вторая терция (расстояние между терцовым и квинтовым тоном) тоже большая. Увеличенное трезвучие отличается от мажорного только тем, что квинтовый тон выше на полтона по сравнению с квинтовым тоном мажорного трезвучия.
  4. Уменьшенное трезвучие. В уменьшенном трезвучии первая терция (расстояние между основным и терцовым тоном) — малая, вторая терция (расстояние между терцовым и квинтовым тоном) тоже малая. Уменьшенное трезвучие отличается от минорного тем, что квинтовой тон ниже на полтона по сравнению с квинтовым тоном минорного трезвучия.

Септаккорды

Аккорд, состоящий их четырех звуков, называется септаккордом. Чтобы не строить заново каждый септаккорд, используем уже построенные и известные нам четыре трезвучия. Добавляя к каждому из них четвертый знак (большую или малую терцию), получим различные септаккорды.

Надо предупредить, что к увеличенному трезвучию можно присоединять только малую терцию, потому что большая терция оказывается тождественной основному звуку. Таким образом, при наличии четырех трезвучий получается не восемь, а только семь различных септаккордов.

  1. Большой мажорный септаккорд состоит из мажорного трезвучия, к квинтовому тону которого добавлена большая терция (четвертый звук).
  2. Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) состоит из мажорного трезвучия, к квинтовому тону которого добавлена терция.
  3. Большой минорный септаккорд состоит из минорного трезвучия, к квинтовому тону которого добавлена большая терция.
  4. Малый минорный септаккорд состоит из минорного трезвучия, к квинтовому тону которого добавлена малая терция.
  5. Увеличенный септаккорд состоит из увеличенного трезвучия, к квинтовому тону которого добавлена малая терция.
  6. Уменьшенный на половину септаккорд (малый вводный септаккорд) состоит из уменьшенного трезвучия, к квинтовому тону которого добавлена большая терция.
  7. Уменьшенный септаккорд (уменьшенный вводный септаккорд) состоит из уменьшенного трезвучия, к квинтовому тону которого добавлена малая терция.

Нонаккорды

Аккорд, состоящий из пяти звуков, называется нонаккордом. Наибольшее распространение имеют большой и малый доминантсептаккорды, сокращенно называемые большим и малым нонаккордами.

  1. Большой нонаккорд состоит из малого мажорного септаккорда (доминантсептаккорда), к септиме которого добавлена большая терция (пятый звук).
  2. Малый нонаккорд состоит из малого мажорного септаккорда (доминантсептаккорда), к септиме которого добавлена малая терция.

Четвертый звук аккорда (в септаккордах) называется септимой, а пятый звук (в нонаккордах) называется ноной, так как они отстоят от основного тона аккорда соответственно на септиму и нону.

Аккорды могут быть полными и неполными, но, в отличие от созвучия, в неполном аккорде недостающий (пропущенный) звук хотя и не звучит, но ясно подразумевается. В музыкальных произведениях наиболее часто неполными аккордами бывают доминантнонаккорды и доминантсептаккорды, в которых пропускается квантовый тон. Пропуск квантового тона допустим и в некоторых других септаккордах, а также и в некоторых трезвучиях (мажорном и минорном). Аккорды с пропущенным квинтовым тоном звучат достаточно полно, а с пропущенным терцовым тоном звучат пусто и поэтому применяются только для создания особого выразительного эффекта.

При использовании гитары в ансамблях может быть пропущен, для облегчения партии исполнителя-гитариста, любой звук или даже два звука аккорда, если они имеются в других партиях, включая партию голоса. Если в аккорде имеется несколько тождественных по названиям звуков, это называется удвоением (удвоенный основной тон аккорда, удвоенный терцовый тон и т.д.).

Похожие материалы

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *