Извлечение звуков медиатором

Комментарии

В эстрадных оркестрах или ансамблях гитара используется в основном для исполнения на ней аккордов, звуки которых извлекаются медиатором. Специфический характер звучания аккордов, исполняемых при помощи медиатора, подчеркивает ритмический рисунок музыкального произведения и вносит своеобразную окраску в общее звучание оркестра. Поэтому гитара стала обязательным инструментом в эстрадных оркестрах, квартетах и других ансамблей.

Медиатор обычно представляет собой пластинку яйцевидной (иногда треугольной) формы, изготовленную из пластмассы или черепаховой кости. Медиатор, изготовленный из черепаховой кости, считается наилучшим. Толщина медиатора должна быть приблизительно 1,5 — 2 мм. Чрезмерно утолщенный медиатор затрудняет извлечение звука, а при игре тонким медиатором возникает треск. Край медиатора, находящийся у заостренной части, должен быть чуть-чуть сточен и хорошо отшлифован, потому что он учувствует в извлечении звука. Шлифовку можно осуществить трением края медиатора об мел или древесный уголь, положенный на кусок материи. Кончик (узкая часть) медиатора тоже шлифуется с обеих сторон. Он должен быть не очень узким (заостренным), но и не чрезмерно широким (тупым).

Размеры и форму медиатора желательно подбирать в индивидуальном порядке, в зависимости от размеров руки исполнителя и силы ударов медиатором по струнам. На плоскости медиатора с обеих сторон целесообразно нанести точечные насечки для того чтобы медиатор не мог выскользнуть из руки.

Во время игры медиатор находится между указательным и большим пальцами правой руки, помещаясь на сгибе первого сустава указательного пальца. Остальные три пальца этой руки должны быть согнуты настолько, чтобы их первые суставы не могли ударяться о струны.

Медиатор не следует сильно сжимать, чтобы не было излишнего напряжения кисти руки и пальцев. При игре медиатором место соприкосновения правой руки с корпусом гитары должно быть немного правее указанного в разделе «Постановка правой руки», а положение кисти руки в основном остается таким, как было показано ранее.

Освоив правильную постановку правой руки для извлечения звуков пальцами обычно не трудно научиться извлекать звуки медиатором. Звуки аккорда надо расположить так, чтобы каждый следующий звук оказался на соседней (находящейся рядом) струне. Только в этом случае аккорд можно исполнить с помощью медиатора. Звуки аккордов чаще всего извлекаются ударами медиатора по струнам в направлении от нижних звуков аккорда к верхним (движение кисти вниз).

Удары медиатора по струнам должны производиться стремительным движением кисти руки. Но степень стремительности может изменяться в зависимости от характера исполняемого произведения, а также в зависимости от обозначенной длительности аккордов. Чем короче длительность аккордов, тем стремительнее должно быть движение кисти руки. Проиграйте несколько раз подряд упражнение. Перед каждым ударом по струнам надо предварительно помещать кончик медиатора между пятой и четвертой струной и сразу производить удар.

В эстрадных оркестрах, ансамблях звучание аккордов, исполняемых на гитаре, в большинстве случаев должно быть коротким (отрывистым). Когда удары медиатора начнут получаться равномерными, можно приступить к освоению этой детали исполнения. Краткость звучания аккордов, так же как и степень стремительности движения кисти руки при ударе медиатора по струнам, определяется исполнителем исходя из характера музыкального произведения.

Короткое звучание аккордов или перерыв в звучании (пауза) достигается значительным ослаблением прижатия пальцами левой руки струн на ладах. Но при этом пальцы не снимаются со струн (1-ый вариант «Стаккато»). Советуем еще раз прочитать весь раздел «Стаккато», так как при исполнении музыкальных произведений может пригодиться не только 1-ый вариант, но и другие.

Проиграйте еще несколько раз помещенное выше упражнение с отрывистым звучанием аккордов. Вы сразу заметите, как изменился характер звучания благодаря глушению звуков аккорда.

В приведенных ниже упражнениях показано различное чередование аккордов и пауз. Такой ритмический рисунок наиболее часто встречается в партии гитары в эстрадных оркестрах, ансамблях. Освоив на данных упражнениях владение медиатором и технику глушения звуков при игре в медленном темпе, переходите к исполнению этих ритмических фигур в быстром темпе.

В партии гитары в эстрадных оркестрах (или ансамблях) наиболее ярко, эффектно звучат и наиболее удобны для исполнения медиатором аккорды, состоящие из шести, пяти или четырех звуков.

Написать партию гитары, удобную для исполнения, значительно труднее, чем для других музыкальных инструментов. Поэтому в партии гитары для эстрадного ансамбля пишут только те ноты, которые показывают строение аккорда. А как расположить ноты по отношению друг к другу и какие аккордовые тона следует удвоить, чтобы получился четырех или шести звучный аккорд, удобный для исполнения, предоставляется решить самому гитаристу.

Поиски простого и краткого способа записи звуков, из которых должен состоять аккорд (без указания точного расположения звуков этого аккорда), привели к созданию буквенно-цифрового обозначения аккордов.

До конца данного раздела будем считать, что показанное в нотных примерах количество звуков является условным. Перейдем к изучению различных вариантов извлечения звуков аккорда медиатором, создающих своеобразную окраску аккомпанемента.

1. Левая рука занимает положение, необходимое для извлечения максимально возможного количества звуков в данном аккорде. Например, пальцы левой руки, если это доступно, размещаются так, чтобы можно было извлечь шесть звуков. При этом на первую долю такта извлекаются только несколько нижних звуков аккорда (3-4 звука), а на вторую долю такта — только несколько верхних звуков аккорда (3-4 звука). Далее указанное чередование нижних и верхних звуков аккорда повторяется.

2. Аккорд на первой (сильной) доле такта исполняется не отрывисто (без глушения звуков) и не очень стремительным движением кисти правой руки (немного арпеджиравонно), а аккорд на второй (слабой) доле такта исполняется стремительным движением кисти (не арпеджираванно) и отрывисто. Далее все повторяется. Этот прием исполнения аккордов применяется в произведениях, имеющих не очень быстрый темп.

3. Тембровые оттенки в звучании аккордов могут быть достигнуты ударами медиатора в разных точках струны. Например, один удар по струне производится около грифа, а другой у края розетки со стороны подставки.

Ранее говорилось, что в некоторых случаях удары медиатора могут выполняться поочередными движениями кисти правой руки вниз и вверх.

В пьесах, имеющих быстрый темп, исполнение аккордов в некоторых ритмических фигурах иногда оказывается возможным только при использовании вышеуказанного чередования ударов медиатора по струнам. В этом случае все аккорды, приходящиеся на перву долю такта, исполняются без глушения их звучания (не отрывисто), а аккорды, приходящиеся на вторую долю такта, исполняются отрывисто.

Ударом медиатора вверх можно извлекать и все шесть звуков, и только три-четыре звука аккорда. В аккорде, следующем после аккорда малой длительности, также можно извлечь и шесть звуков, и только три-четыре звука.

Отрывистое исполнение аккордов в быстром темпе возможно только в том случае, если звуки аккорда будут извлекаться на струнах, прижатых к ладам пальцами левой руки. Извлечение звуков аккорда на не прижатых в сочетании с прижатыми допустимо, если аккорды имеют большую длительность и поэтому при их исполнении не требуется глушение звуков (отрывистость звучания).

В нотных примерах, с которыми мы ознакомились, аккорды записаны нотными знаками. Над аккордами, помимо обозначения позиций — III, V и т.д., написаны латинские буквы с цифрами или без цифр — G, Am, D7, G.

В эстрадных оркестрах, ансамблях в партии гитары аккорды почти всегда обозначаются не нотными знаками, а буквенно-цифровым способом. Познакомьтесь с двумя нотными примерами, записанными этим способом. Каждое буквенно-цифровое обозначение сохраняет свою силу до появления нового обозначения. Косые черточки, помещенные на нотном стане, показывают, на какую долю такта исполняется обозначенный аккорд (о записи на одной строчке — «нитке» — будет сказано далее).

Вы, вероятно, сразу определите, какие из ранее разобранных нотных примеров аналогичны по тактовому размеру, и, следовательно, сможете расшифровать аккорды. Усвоив буквенно-цифровые обозначения аккордов, вы сумеете сами построить ряд упражнений, развивающих технику владения медиатором. Для этого используйте последовательности аккордов из песен.

Порядок создания упражнений таков: сначала надо определить, от какой ноты построен каждый аккорд, затем какой это аккорд (трезвучие, септаккорд и т.д.). Потом нужно найти в перечне аккордов аналогичные аккорды, построенные от тех же нот. Далее следует записать найденные аккорды сначала нотами, а затем буквенно-цифровым способом и приступить к проигрыванию этих последовательностей аккордов.

В эстрадных оркестрах, ансамблях гитаре, помимо исполнения аккордов, может поручаться исполнение отдельных нот, следующих друг за другом, или мелодии. Чередование ударов медиатора вверх и вниз облегчает исполнение отдельных нот малой длительности.

Для развития техники владения медиатором полезно проигрывать ранее помещенные гаммы, применяя при их исполнении чередование ударов медиатора. Отдельные ноты, имеющие большую длительность, могут быть исполнены извлечением звука одним ударом медиатора или (для получения своеобразного эффекта звучания ноты) максимально быстрым чередованием ударов медиатора по струне на протяжении длительности этой ноты. Как мы уже знаем, такой прием называется тремоло.

После тренировки на нотных примерах и освоения буквенно-цифровых аккордов полезно приступить к практической работе. Лучшей практикой будет участие в каком-нибудь эстрадно-музыкальном коллективе.

Похожие материалы

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *