Подбор по слуху

Комментарии

Чтобы научиться подбирать мелодию на гитаре, нужно обладать неплохим музыкальным слухом и постоянно практиковаться в его улучшении. Для первого раза используем всем знакомую песню «Во поле береза стояла». Почему ее? Потому что она безумно простая и практически все ее звуки плавно изменяются по высоте, что нам и нужно для первой практики, так как все ноты из этой песни можно проиграть на одной струне.

В песнях, в отличие от стихов и скороговорок, звуки отличаются друг от друга длительностью и высотой. К примеру, в песне «Во поле береза стояла», после первых одинаковых по высоте звуков, мелодия постепенно опускается к звуку чуть ниже по высоте (на слоге «ла»). Далее все повторяется. На третьей части песни высота звука плавно передвигается сначала вверх, а потом вниз. Относительное изменение высоты звуков в песне наглядно показано на рисунке:

Попробуйте спеть песню, смотря на данный график. Это поможет более точно представить высоту звуков и ее изменение. При пении, также полезно показывать изменение высоты рукой. Держите ее свободно в воздухе. Когда высота звуков опускается, опускайте вместе с ней и руку, и, наоборот, при повышении высоты – поднимайте ее. В данной песне все звуки движутся по высоте очень плавно, словно по ступенькам вниз и вверх. Исключением является только переход с первой части на вторую, в котором высота мелодии резко идет вверх.

Чтобы закрепить упражнение, попробуйте пропеть другие известные вам песни и мелодии, используя руку и строя воображаемый график изменения звуков. Данный прием поможет вам в дальнейшем исполнять на гитаре любые песни, используя для этого только подбор по слуху.

Приступим к исполнению песни на гитаре. Пример песни все тот же – «Во поле береза стояла». Попытайтесь подобрать очередность звуков сами, используя небольшие подсказки:

  • Буквально вся песня исполняется на третьей струне.
  • На данной струне вам понадобятся всего пять нот (звуков), которые извлекаются на открытой струне, на II, III, V и VII ладах.
  • Как говорилось ранее, в первой и второй части песни, четыре первых звука имеют одинаковую высоту, поэтому все они исполняются на VII ладу третьей струны.
  • Чтобы извлечь на гитаре более высокий звук, необходимо перемещать руку по грифу в сторону корпуса гитары, а для извлечения более низкого звука – наоборот.
  • На каждый слог песни извлекайте один звук.

При игре, обратите особое внимание на длительность нот и ритм песни. Длительность первого звука в припеве (слог «лю») длиннее, чем одна четвертая. Если быть точным, она равна трем восьмым. В нотной грамоте длительность таких звуков записывается с помощью точки, поставленной справа рядом с нотой. Такая точка указывает, что длительность ноты увеличивается наполовину от своей изначальной продолжительности.

Также при исполнении песни, не забывайте о правильной посадке гитариста и положению рук. Всегда чередуйте пальцы правой руки, например, i и m. Чуть ниже на рисунке вы можете проверить насколько правильно вы подобрали мелодию. На нем изображена правильная длительность звуков и нужные лады под каждым слогом, обозначенные римскими цифрами.

Все звуки песни должны изменяться очень плавно, переходя один в другой. Если использовать всего один палец левой руки, то такого эффекта добиться будет сложно. По мере освоения песни, продумайте свою аппликатуру, чтобы каждая новая нота извлекалась с помощью разных пальцев левой руки. Для практики, можете воспользоваться стандартной аппликатурой для этой песни:

Цифры над нотами обозначают номера пальцев левой руки, которыми должны прижиматься лады на грифе. Под буквой а – аппликатура для первой и второй части песни, под б – для третьей и четвертой. Помните, что свободные пальцы должны быть расположены строго над струной и должны быть заранее готовы прижать струны на нужном ладу. После того, как вы без ошибок научитесь играть эту песню, попробуйте также исполнить ее на первой и четвертой струне.

Перейдем к разбору другой народной песни – «Во саду ли, в огороде». Напомню, что самоучитель не призывает вас в дальнейшем играть только народные песни. Просто они легкие, их все знают или когда-либо слышали, поэтому на их примере лучше всего знакомиться с инструментом. Потом вы сможете играть на акустической гитаре все что пожелаете.

Итак, проделайте все упражнения, как и с предыдущим примером: представьте в уме график изменения высоты звуков и пропойте песню, используя руку в качестве показателя высоты. Далее постарайтесь сыграть ее на гитаре, в первой части используя третью струну. Звуки при этом извлекаются с открытой струны, прижатой первым пальцем на II и вторым пальцем на III ладу. Не забывайте при игре чередовать пальцы правой руки. Обратите внимание, что вторая часть играется также, но уже на четвертой струне. Цифра 0 означает, что звук извлекается с открытой струны.

Хорошо изучите данную мелодию, проиграйте ее несколько раз для закрепления, обращая внимание на изменение высоты звуков. Попробуйте сами подобрать эту мелодию, начиная от III лада первой струны, а потом от VIII лада второй струны.

В следующем упражнении подберите песню, начиная от I лада первой струны. Используйте рисунок внизу в качестве небольшой подсказки. В кружках отмечены номера струн, а пунктирными линиями указаны звуки, которые должны быть сыграны на данных струнах. В этом случае первый лад всегда прижимайте только первым пальцем левой руки, а остальные – вторым. Соблюдайте ритм песни и длительности нот. Не забывайте о правильном переносе пальцев правой руки от струны к струне.

Для того чтобы в дальнейшем эффективно изучать практический материал самоучителя, вам необходимо научиться безошибочно исполнять данную мелодию, соблюдая ритм, правильное положение рук и аппликатуры. Только в этом случае можно приступать к выполнению следующих уроков и упражнений.

Похожие материалы

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *