Элементарные сведения о гармонии

Комментарии

Дальнейшее сочинение к данной мелодии голосов в аккордово-гармоническом плане называется гармонизацией мелодии, а наука об аккордах, их связи и последовательности, приводящем к образованию различных музыкальных построений, называется гармонией. Сопровождение мелодии называется аккомпанементом. Он чаще всего состоит из аккордов, звучание которых подчеркивает ладовую основу мелодии.

Не следует делать вывод, что гармония, то есть последовательности аккордов, будучи сопровождением мелодии, имеет второстепенное значение. Гармония существенно обогащает музыкальное произведение, она придает мелодии различные эмоциональные оттенки. В этом нетрудно убедиться, если прослушать два раза одну и ту же мелодию, которая будет гармонизирована различными последовательностями аккордов с разным звуковым составом.

Нам известно, что мелодия состоит из различных звуков (ступеней) мажорного или минорного лада. Исходя из этого, можно заключить, что аккорды тоже должны строиться на ладовой основе. Для примера рассмотрим, какие трезвучия (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) могут быть построены и, следовательно, могут встретиться в натуральном мажорном и гармоническом минорном ладах.

Начнем с мажорного лада. Лад построен от ноты до — значит, тональность лада до мажор. Напоминаю, что в до-мажорной тональности ключевые знаки альтерации отсутствуют. На I, IV и V ступенях лада получились мажорные трезвучия; на II, III и VI трезвучия; на VII ступени лада — уменьшенное трезвучие. Переходим к построению и рассмотрению различных трезвучий в гармоническом минорном ладу. Используем ля-минорную тональность, которая является параллельной по отношению к до-мажорной и, следовательно, также не имеет ключевых знаков альтерации.

На I и IV ступенях лада получились минорные трезвучия; на II ступени — уменьшенное трезвучие; на III ступени — увеличенное; на V и VI ступенях — мажорные трезвучия; на VII ступени — уменьшенное трезвучие. Оказалось, что увеличенное трезвучие в натуральном мажорном ладу встречается на III ступени. Аналогичным порядком можно построить на всех ступенях различных ладов септаккорды и нонаккорды. Тогда станет известно, в каких ладах и на каких ступенях лада может появиться какой-либо из септаккордов и нонаккордов.

Трезвучие, построенное от I ступени лада, называется тоническим. В мажорном ладу тоническое трезвучие мажорное. В минорном ладу тоническое трезвучие минорное. Тонический аккорд является центральным созвучием, опорой лада, подчиняющей себе все остальные созвучия (аккорды) лада.

Похожие материалы

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *