Тональность и гамма

Комментарии

Тональностью называется конкретная высота лада. Например, построен мажорный лад от ноты ми. В данном случае ми будет первой ступенью — тоникой лада; значит, это тональность ми мажор. Если от ноты ми построен минорный лад, то тональность — ми минор.

В системе мажорно-минорных ладов встречаются две тональности, одна из которых мажорная, а другая — минорная. Они имеют одинаковое количество ключевых знаков альтерации (или обе без ключевых знаков альтерации). Такие тональности называются параллельными.

Параллельные тональности отстоят друг от друга на малую терцию. Мажорная тональность отстоит от минорной на малую терцию вверх (на три полутона), а параллельная ей минорная тональность соответственно на малую терцию вниз от мажорной. Например, расстояние между тональностями до мажор и ля минор составляет малую терцию вниз от звука до. Одноименными тональностями называются две тональности — одна мажорная, а другая минорная, — имеющие одинаковые тоники, например до мажор и до минор. Каждый исполнитель непременно должен уметь определить тональность музыкального произведения.

Наличие определенного количества ключевых знаков альтерации является признаком двух параллельных тональностей (мажорной и минорной). Например, при ключе имеются три диеза: фа-диез, до-диез и соль-диез — эти знаки определяют тональность ля мажор или фа-диез минор.

Чтобы установить тональность, следует посмотреть на последнюю ноту мелодии музыкального произведения и заключительный аккорд. Чаще всего музыкальное произведение заканчивается тоникой или тоническим трезвучием (или тоническим трезвучием с секстой). Если при наличии трех диезов в ключе последняя нота мелодии — ля, а заключительный аккорд — ля-мажорное трезвучие, значит тональность музыкального произведения ля мажор, а если последняя нота мелодии — фа-диез, а аккорд — фа-диез-минорное трезвучие, то тональность будет не ля мажор, а параллельная ей — фа-диез минор.

Для аккомпанемента на шестиструнной гитаре, при извлечении звуков пальцами, наиболее удобны тональности: мажорные — до, ре, ми, соль, ля; минорные — ре, ми, ля, си.

Гамма

Гамма ре-мажор
Гамма ре-мажор

Гаммой называется поочередное следование всех ступеней лада в восходящем или нисходящем порядке в пределах не менее октавы. Гаммы соответственно ладам бывают мажорными и минорными.

Гамма, в которой все соседние звуки отстоят друг от друга на один полутон, называется хроматической.

Похожие материалы

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *